Следует упомянуть о возведении: в чины: 1) архидиакона, протодиакона; 2) протопресвитера, протоиерея; 3) игумена и архимандрита.
Возведение в эти чины бывает на литургии посреди храма во время входа
с Евангелием. Производимый приводится протодиаконом и диаконом из
середины храма к престолу, делает там три земных поклона и приводится к
архиерею, которому он тоже трижды земно кланяется. Архиерей, сидя,
благословляет трижды его склоненную голову и затем, встав, возлагает
руку на его голову.
Диакон произносит ектению: "Господу помолимся", и архиерей читает
молитву, в которой он при посвящении в архидиакона или протодиакона
просит Бога: "Сам одей благодатию сею архидиаконства пресущего раба
Твоего (имярек) и украси его честностию Твоею, в начале стояти диаконов
люда Твоего, и образ добр его быти сущим по сем"; при возведении в чин
протопресвитера и протоиерея он просит Бога: "Сам одей Твоею благодатию и
брата нашего (имярек), и честностию украси его в начале стояти
пресвитеров люда Твоего, и добр образ сущим с ним быти удостой". При
посвящении во игумена архиерей молится: "Соблюди (и паству словесную)
сию... во еже не погибнути от нея ни единому овчати... и раба Твоего
сего, его же благоволил еси поставите над нею игумена, достойна покажи
Твоея благости, и всякими добродетельми украси, чрез свойственная дела,
благий образ сущим под ним бывающ".
Затем в тайной молитве просит Бога: "И покажи раба Твоего сего,
игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от
Твоея благодати словесныя паствы".
По прочтении этой молитвы архиерей по посвящении в архидиакона,
протодиакона, протопресвитера, протоиерея знаменует посвящаемого
крестовидно, говоря: "Благословен Господь: се, бысть раб Божий (имярек)
протодиакон (или архидиакон), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа"; или:
"... протопресвитер (или протоиерей) Святейшия Божия Церкви (имярек) во
имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" и, возложив руку на голову
посвящаемого, архиерей возглашает: "аксиос". Если возводимый в чин
протоиерея не имел набедренника, то он надевается ему. Затем хор поет
"аксиос" (трижды). Потом идут в алтарь царскими вратами по чину.
При посвящении во игумена и архимандрита после чтения молитв
архиереем протодиакон возглашает: "Повели, владыко". Архиерей во
всеуслышание говорит: "Благодать Всесвятаго Духа чрез нашу мерность
производит тя, игумена (или архимандрита) честныя обители Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа (название храма), или: Пресвятыя Владычицы
нашея Богородицы (название храма), или: Святаго (имярек)". Затем,
возложив руку на его голову, возглашает: "аксиос", и певцы вторят ему.
Если архимандриту (или протоиерею) дается митра, то она без чтения
молитв и без пения возлагается на него. Так же обычно возлагается и
крест.
По окончании литургии архиерей подает игумену (или архимандриту) жезл
и произносит по книге "Чиновник" поучение об обязанностях игумена по
отношению к пастве, к братии и братии — к нему. Непосредственно при
вручении жезла архиерей сперва вкратце повторяет поучение: "Приими сей
жезл, имже утверждей паству твою, да правиши яко и слово имаши отдати за
ю, нашему Богу, во дни суда".
По тому же чину совершается возведение в чин игуменьи.
|