Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как
обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию
на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не
полагается, см. Ц. В. 1896, 40. — Нельзя совершать оную литургию на
испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению
Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: "Тон дэспотин...") сказано: "И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу".
После часов Архиерей выходит на уготованное место, для облачения. За
Архиереем следуют все служащие. Облачение Архиерея совершается так же,
как и перед литургией св. Иоанна Златоуста. Но протодиакон над каждой
одеждой говорит только: "Господу помолимся", ничего другого к
этому не добавляя. После облачения в Чиновнике указывается совершение
Архиерем осенения дикирием и трикирием и отхождения жезлоносца и
примикирия(свещеносца) к царским вратам (обо всем этом говорится
совершенно в тех же выражениях, как в чине литургии св. Иоанна
Златоуста); непосредственно после этого в Чиновнике читаем: " Так же
приходят протодиакон со диаконы ко Архиерею, целуют его десницу, и
отошедше поклоняются. Также старший священник поклоняется Архиерею и
идет в алтарь южною дверью". Далее после: "Благословенно царство", — "Аминь"
указывается произносить Архиерею. При чтении 103 псалма царские врата
закрываются. Они открываются во время всех ектений, а после возгласов,
произносимых в алтаре, снова закрываются.
В остальном литургия Преждеосвященных Даров совершается обычным
порядком, причем ектении и возгласы произносятся сослужащими и диаконами
в порядке старшинства, как и на литургии св. Иоанна Златоуста. Когда
поют: "Хвалите Господа вси языцы", приходят продотиакон с
диаконами, и кланяются Архиерею. После этого следуют те же действия и
так же совершается, "егда поется последний стих", вход с Евангелием, как
и на литургии св. Иоанна Златоуста (Малый вход); причем о порядке
выхода из алтаря говорится: "предходит чтец с жезлом, и примикирий с
лампадою, воследующе диакони держаще тремя персты орари, инии же диакони
с кадильницами, иподикони предходят…" и так далее. Вместо: "Приидите поклонимся", поется: "Свете тихий"; и когда споют: "видевше свет вечерний..." - тогда благоговейно преклоняют главы Архиерей и прочие, допевая эту молитву.
По совершении Архиереем каждения, учинённый чтец выходит на середину
церкви перед амвоном, творит поклон, держа книгу закрытой. Протодиакон
становится в царских вратах, обратясь лицом к чтецу и показуя к нему
орарий, говорит: "Вонмем". Архиерей: "Мир всем". Чтец: "И духови твоему". Протодиакон: "Премудрость". Чтец: "Прокимен псалом Давидов". И возглашает прокимен данного дня, на глас. Также протодиакон: "Премудрость". Чтец — надписание Бытия. Протодиакон: "Вонмем".
Царкие врата закрываются. И после прочтения паремии из книги Бытия,
царские врата открываются и возглашается второй прокимен.. После этого
протодиакон возглашает: "Повелите". Архиерей берет обеими руками
кадильницу и трикирий, становится перед престолом обратившись к востоку,
и назнаменуя крест, говорит: "Премудрость прости". Затем обратившись на запад, к народу, говорит: "Свет Христов просвещает всех".
В это время все стоят на коленях, преклонив свои лица к полу. Архиерей
отдает кадильницу и трикирий, царские врата закрываются. Чтец: "Притчей чтение". Протодиакон: "Вонмем". И читается следующая паремия. По исполнении ее, Архиерей говорит: "Мир ти". Чтец: "И духови твоему". Протодиакон: "Премудрость". Далее певцы, 1-й лик попеременно со 2-м поют обычно: "Да исправится".
По исполнении ("Да исправится") творим три поклона с молитвой
св. Ефрема Сирина. И если праздник, то чтец говорит положенный
прокимен.Архиерей идет на горнее место и отдает омофорий. Далее
совершается чтение Апостола и Евангелия, как и на литургии св. Иоанна
Златоуста.
Возгласы по молитве оглашенных произносятся сослужащими тоже по порядку старшинства. Возглас: "По дару Христа..."
произносит Архиерей. Затем Архиерей приходит (по троекратном прочтении:
"Ныне силы небесные") и поклонившись трижды ко св. предложению,
говорит: "Боже очисти мя грешного", отдает митру, и отдает
кадильницу протодиакону. Протодиакон сотворяет метание. Затем Архиерей
взяв обеими руками воздух полагает его на рамо. Когда протодиакон
отходит, первый архимадрит или другой предстоятель из священников
подходит к Архиерею, и кланяется ему. Архиерей взяв обеими руками
дискос, и целуя его, полагает его на главу архимандрита, ничего при этом
не говоря. А архимандрит целует руку Архиерея, поддерживаемую
диаконами. Затем приходит другой архимандрит, или иегумен, или
протопресвитер, или иерей, и поклонившись, принимает от Архиерея св.
Потир, целует его и затем руку Архиерею. Прочие же несут крест, лжицу,
копие, губу, и пр., что из священных сосудов и целуют руку Архиерею.
Архимандрит выходит северною дверью, за ним следуют два диакона несущие
рипиды выше над св. дискосом и веющие ими. Потом следует другой
архимандрит со св. потиром, без рипид. Прочие же диаконы выходят с
митрой и омофором. Протодиакон выходит за диаконами с кадильницами. Вне
же перед северной дверью ожидают два подсвечника, которые и несутся
впереди. Также выходят: жезлоносец с пастырским жезлом и примикирий
(свещеносец) с зажженой лампадой перед всеми идущими. Протодиакон и
архимандриты шествуя ничего не говорят. И выходит чтец... (И выходит
чтец неся жезл, и примикирий с лампадою пред царские врата, и Архиерею
поклоняются: и становятся по обе стороны царских врат. Также приходят
диаконы несящие митру и Архиерей целует ее, и входят в алтарь левой
дверью. Другие же диаконы — с омофором , и Архиерей целует омофор и
входят в алтарь правой дверью). Протодиакон обратившись к Архиерею,
кадит Архиерея. Архиерей становится перед царскими вратами и взяв кадило
кадит св. Тайны трижды, со страхом и благоговением, и поклонившись,
принимает дискос от главы архимандрита и целует его, и показывает его
народу, ничего не говоря. Затем войдя в алтарь, молча, поставляет его на
престоле. Второй священник с Потиром входит в алтарь тоже ничего не
говоря. И Архиерей поставляет его на престоле по обычаю. Прочие
священнослужители входят в алтарь ничего не говоря. Архиерей с места,
того же,где стоит, благословляет их рукой, и берет покровы от дискоса, и
от Потира, и полагает их на краю престола по обычаю. Берёт воздух с
плеча протодиакона надносит на кадильницу и со благоуханием молча
покрывает дискос и Потир: и взяв кадильницу кадит только Святая, сразу
же отдает кадильницу, никого другого не кадя. Потом возглашает молитву
св. Ефрема Сирина с поклонами. Когда Архиерей оденет на себя митру
бывает по обычаю осенение.
Диакон выйдя из алтаря, и став на обычном месте, возглашает ектению: "Исполним вечернюю молитву", и прочие... Архиерей молится: "Иже неизреченных..." По молитве го диакон говорит: "Заступи, спаси, помилуй", " Вечера сего совершена, свята" и прочие. По ектении же Архиерей возглашает: "И сподоби нас Владыко". Народ: "Отче наш"
(и т. д. — см. Арх. Богосл.). Архиерей же на покрытые Божественные
Дары, вложив руку касается Животворящего хлеба, со благоговением и
страхом. Диакон препоясавшись орарием крестовидно и, преклонив главу,
говорит: "Вонмем" (царские врата закрываются). Архиерей возглашает: "Преждеосвященная Святая Святым". Певчие: "Един Свят". Архиерей же снимает св. воздух. Затем входит диакон в св. алтарь. Протодиакон же становится около Архиерея и говорит: "Раздроби владыко св. Агнец". Архиерей раздробляет со большим вниманием Агнец на четыре части, говоря: "Раздробляется..."
И влагает частицу в Потир, ничего не говоря. А протодиакон вливает
теплоту в Потир, ничего не говоря. Затем Архиерей творит прощение со
сослужителями. Взяв одну частицу Святых Таин в правую руку , и преклонив
главу, молится по обычаю: "Верую Господи..." Также: "Вечери Твоея тайныя...",
"Да не в суд..." Затем подходит к св. дискосу и причащается Св. Тела и
Крови Господни со умилением и благоговением, говоря: "Честное и Всесвятое и Пречистое Тело и Кровь Господа..."
Потом взяв губу, отирает руку, говоря: "Слава Тебе Боже" (трижды). И
поцеловав губу кладёт её на место. Взяв св. Потир обеими руками, с
покровцем, пьёт из него, ничего не говоря. Затем отирает уста и св.
Потир покровцем, который держит в руках, и ставит его на св. трапезу.
Затем Архиерей возлагает на себя митру. Протодиакон же призывает одного
из архимандритов, глаголя: "Приступите". И затем подходит один
архимандрит с левой стороны Архиерея, приклонив главу, и сложив ладони
крестовидно (правая ладонь сверху) и говорит: "Се прихожду к
безсмертному Царю и Богу нашему, и преподаждь ми Преосвященнейший
Владыко, Честное, и Всесвятое, и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа". Архиерей же взяв правой рукой, тремя
пальцами частицу Честного Тела и Крови Христовы, полагает в руки
приходящего архимандрита или иерея, говоря: " Преподается тебе... Честное и Пречистое и Безсмертное Тело и Кровь Господа..."
Причащать диаконов и преподавать им Честное Тело и Кровь Христовы
должен архимадрит. От св. же Потира подает сам Архиерей архимандритам,
игуменам, протопресвитерам и иереем, ничего при этом не говоря. Диаконом
же от Потира подаёт архимандрит, которому повелит Архиерей ничего при
этом не говоря.. По причащении Архиерей приняв анафору, умывает руки и
уста, становится около св. престола и говорит молитву благодарения: "Благодарим Тя Спаса..."
Диакон (которому будет указанно потреблять Св.Дары) в этот момент из
Чаши не пьёт, а по заамвонной молитве, и по потреблении оставшихся
частиц св. Таин. Протодиакон же взяв св. дискос, поднимает его над св.
Потиром, и отирает губою с великим вниманием, влагая Св. Тайны внутрь
св. Потира, и поцеловав св. дискос, полагает около св. Потира. Затем
взяв и покровец, покрывает св. Потир. На св. же дискос полагает звездицу
и покровцы, и воздух, ничего не говоря и поклоняется трижды. И
открываются царские врата. И взяв Архиерей св. Потир, и поцеловав его,
отдает его протодиакону. Протодиакон приняв его обоими руками, целует
руку Архиерею и выходит через царские врата, вознеся св. Потир и
говорит: " Со страхом Божиим..." Певчие же поют: " Благословлю Господа..." Затем Архиерей выходит из царских врат, благословляет народ трикирием и дикирием. Говорит велегласно: "Спаси Боже люди Твоя..." Певцы: "Ис полла эти деспота"
медленно и со сладкопением. И обращается опять ко Св. Трапезе, осеняет
сослужащих, и отдает трикирий и дикирий. Потом берёт Св. Потир из рук
протодиакона и поставляет его на Св. Трапезе, приняв кадильницу кадит
только Святая (трижды) и сразу же отдает кадильницу, никого же кадя.
Затем Архиерей принимает св. дискос и возлагает его на главу
протодиакона. Протодиакон же, принимая его обоими руками, отходит в
предложение, ничего не говоря, и ставит его там. Архиерей же приняв
Святой Потир и поцеловав отдает его первому архимандриту или игумену,
произнося тихо: "Благословен Бог наш". Архимандрит же принимая
его обоими руками и поцеловав его и руку Архиерею обращается к царским
вратам, лицом к народу, и говорит велегласно: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков". Отходит ко св. предложению, поддерживаемый двумя диаконами, и ставит его там. Певчие: "Аминь" " Да исполнятся уста..." Затем протодиакон выходит северными дверями, и остановившись на обычном месте, говорит: "Прости, приимше..." Архиерей творя крест Евангелием над антиминсом, возглашает: "Яко Ты еси освящение..." Певчие: "Аминь". Архиерей: "С миром изыдем". Певчие: "О имени Господни". Протодиакон: "Господу помолимся". Певчие: "Господи помилуй". Выходит иерей, становится на обычном месте и говорит заамвонную молитву: "Владыко Вседержителю..." Архиерей же говорит конечную молитву: "Господи Боже наш..." И прочее по чину, как написано на литургии св. Иоанна Златоуста. Затем произносится отпуст: "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере", и прочие по дню, поминая святого этого дня (имя рек). "...И иже во св. отца нашего Григория Двоеслова, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благий и человеколюбец". Этот отпуст читается до страстной седмицы: в страстную седимицу говорится особый отпуст
|