Встреча. Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм
заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить
всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение,
постилают орлецы на амвоне, перед местными (Спасителя и Божией Матери),
храмовой и праздничной иконами, перед амвоном и у входных дверей из
притвора в храм.
При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских
вратах (завеса отдернута) северной и южной дверями из алтаря на встречу и
становятся у входных дверей. При этом, каждая пара соблюдает своё
равнение. Иереи (в рясах и головных уборах-скуфьях, камилавках, клобуках
— по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем, совершавший
проскомидию (в полном облачении) стоит посередине (между последними
иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на
блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном
облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и
кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа,
отступая к востоку от иерея на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из
притвора в храм: первый — справа с мантией, второй и жезлоносец
(посошник) — слева.
Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох,
и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их
благословляет. Протодиакон возглашает: "Премудрость" и читает: "Достойно есть яко во истину …" Певчие, в это время поют: "Достойно..."
протяжно, со сладкопением. В это же время иподиаконы надевают мантию на
архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника
Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё
место. Иереи по старшинству целуют Крест и руку архиерея; после них —
священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует Крест и
полагает на блюдо. Священник, приняв Крест и поцеловав руку архиерея,
становится на свое место и затем, поклонившись со всеми прочими на
благословение архиерея, идет со Святым Крестом к царским вратам и
северною дверью проходит в алтарь, где полагает Святой Крест на престол.
За священником с Крестом идет свещеносец, за ним — протодиакон,
оборачиваясь для каждого идущего архиерея (если несколько). За архиереем
идут иереи попарно (старшие впереди). Свещеносец становится на солее, у
иконы Божией Матери, архиерей — на орлеце у амвона; сзади него — по два
в ряд иереи, протодиакон — с правой стороны возле архиерея,
предварительно отдав иподиакону трикирий с кадилом. Иподиакон со вторым
диаконом уходит в алтарь.
Протодиакон: "Благослови, Владыко". Архиерей: "Благословен Бог наш…" Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает читать: "Милосердия двери…", архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: "Пречистому Твоему образу…" "Милосердия сущи…" и храма. Затем, преклонив голову пред царскими вратами, читает молитву: "Господи, ниспосли руку Твою…" Протодиакон же, по обычаю, читает: "Боже, ослаби, остави…" Надев клобук и, приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех, предстоящих на три стороны, при пении: "Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ" (единожды), "Ис полла эти дэспота" (трижды) ("Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета")
и идёт на середину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же,
переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к
алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и
южными дверями в алтарь облачаться. Часы. Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из
алтаря выходят южной дверью, священник, совершавший проскомидию.
Северной — чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую
сторону — священник, по левую — чтец и после троекратного поклонения к
алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами,
кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: "Ис полла…" священник возглашает: "Благословен Бог наш…" чтец: "Аминь"; затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа: "Молитвами святых отец наших…" священник говорит: "Молитвами святаго Владыки нашего Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас". Чтец же говорит: "Именем Господним, Владыко, благослови", вместо: "Именем Господним благослови отче".
При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй
диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются
архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят
престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную
икону. A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника,
чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм;
сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят
царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один
поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.
При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон кадит правую
сторону, второй — левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади),
царские врата и архиерея.
Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: "Аллилуия", на: " Трисвятое" и на: " Честнейшую" (Чиновник).
При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для
омовения рук с лоханью и полотенце, (пономарь стоит между иподиаконами)
совершают молитвенное поклонение к царским вратам (обычно вместе с
окончившими каждение диаконами), затем, обратясь лицом к архиерею и,
поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются перед архиереем.
Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, вместе со вторым
иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и
затем снова возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время
умовения рук архиереем, вполголоса, читает молитву: "Умыю в неповинных руце…", а по умовении, целует руку архиерея, иподиаконы и диакон тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь.
При окончании часов, на молитве: "Иже на всякое время…" иереи
становятся в порядке старшинства около престола, совершают перед ним
троекратное поклонение, прикладываются к нему и, поклонившись друг другу
исходят из алтаря (северною и южною дверями) и становятся около кафедры
в два ряда: среди них занимает соответствующее место по чину священник,
произносивший возгласы на часах.
Свещеносец и жезлоносец становятся на свои места у Царских врат:
первый — с северной стороны, второй — с южной. Книгодержец становится
около архиерея с левой стороны. По другой практике книгодержец выходит
из алтаря при начале литургии, после возгласа: "Благословено Царство…"
Протодиакон и оба диакона становятся в ряд впереди иереев. Все
кланяются к алтарю, потом — архиерею. Архиерей с воздеянием рук читает
положенные молитвы перед началом литургии. Священник и диаконы молятся с
ним тайно. По молитвенном поклонении, все делают поклон архиерею. После
этого, протодиакон говорит: "Время сотворити Господеви, Преосвященнейший Владыко, благослови". Архиерей благословляет всех обеими руками со словами: "Благословен Бог…"
и дает десницу первенствующему священнику. Получив благословение,
священник входит в алтарь через южную дверь, целует престол и становится
впереди его.
После первенствующего священника подходят к архиерею за благословением протодиакон с диаконами. Старший вполголоса произносит: "Аминь. Помолимся о нас, Владыко святый". Архиерей, благословляя, говорит: "Да исправи Господь стопы ваша". Протодиакон: "Помяни нас, Владыко святый". Архиерей, благословляя обеими руками, произносит: "Да помянет вас…"
Диаконы отвечают: "Аминь", целуют руку архиерея, кланяются и отходят;
протодиакон идет на солею и становится пред иконою Спасителя, а
остальные диаконы становятся позади архиерея на нижней ступени кафедры.
По окончании часов иподиаконы открывают царские врата. Первенствующий
священник, стоя перед престолом, а протодиакон на солее одновременно
совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует
престол) и, обратившись к архиерею, кланяется, принимая его
благословение.
|