Начало литургии. Протодиакон возглашает: "Благослови, Владыко". Первенствующий священник возглашает: "Благословено Царство…"
подняв над святым антиминсом Евангелие и делая им крест, затем целует
Евангелие и престол, кланяется архиерею вместе с протодиаконом,
сослужащими иереями, иподиаконами и чтецом и становится с южной стороны
престола.
Протодиакон произносит великую ектению. В начале и конце великой
ектении и на двух малых ектениях книгодержец раскрывает перед Архиереем
Чиновник для чтения молитв.
На прошении великой ектении: "О избавитися нам…" диаконы
выходят из-за кафедры и идут посередине между рядами священников на
солею; первый становится против образа Божией Матери, а второй — возле
протодиакона с правой стороны. Первенствующий священник произносит
возглас у престола: "Яко подобает Тебе…" и кланяется в царских
вратах архиерею. Одновременно с ним кланяются архиерею протодиакон с
диаконами и второй священник. Протодиакон с солеи уходит на кафедру,
становится позади, справа от архиерея; второй священник северною дверью
входит в алтарь, целует престол, кланяется архиерею через царские врата и
становится на своё место, против первенствующего священника.
После малой ектении которую, произносит первый диакон, второй священник произносит возглас: "Яко Твоя держава…"
и кланяется архиерею. Одновременно с ним кланяются диакон и два иерея,
стоящие у кафедры: последние уходят боковыми дверями в алтарь, целуют
престол и кланяются через царские врата архиерею.
Аналогично уходят в алтарь оставшиеся клирики и иподиаконы после второй малой ектении и очередного возгласа: "Яко Благ и Человеколюбец…"
Во время пения третьего антифона или: " Блаженн" совершается малый вход. Малый вход. Иподиаконы берут трикирий и дикирий, пономари —
рипиды, диаконы — кадильницы; первенствующий священник, сотворив перед
престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом архиерею, берет
Евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за
престолом, лицом на запад. В это время первенствующий и прочие иереи,
совершив поясные поклоны, целуют престол, кланяются архиерею и идут за
протодиаконом по одному. Все выходят из алтаря северною дверью в
следующем порядке: свещеносец, посошник, два диакона с кадильницами,
иподиаконы с трикирием и дикирием, рипидчики, протодиакон с Евангелием и
иереи по старшинству. Придя к кафедре, иереи становятся по обе стороны
от кафедры к алтарю. Свещеносец и посошник становятся на своих местах у
царских врат. Протодиакон с Евангелием — ниже амвона, посредине, против
архиерея; по сторонам Евангелия — рипидчики, лицом друг к другу. Возле
них, ближе к кафедре, диаконы и иподиаконы. Сделав один поклон, все
берут общее благословение архиерея. Архиерей и иереи читают тайно
молитву: "Владыко Господи, Боже наш…" Протодиакон вполголоса говорит: "Господу помолимся". По прочтении архиереем молитвы, и по совершении, если есть, награждения
и производства в высший чин, протодиакон, перекладывая Евангелие на
левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход". Архиерей, благословляя, говорит: "Благословен вход святых Твоих всегда ныне и присно и во веки веков". Протодиакон произносит: "Аминь"
и вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует Евангелие;
протодиакон целует правую руку архиерея, придерживающую Евангелие при
целовании, и отходит с Евангелием к рипидчикам. Иподиаконы же остаются у
кафедры и передают архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая
немного вверх, Евангелие возглашает: "Премудрость, прости" и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно: "Приидите, поклонимся…"
Диаконы кадят на Евангелие, затем на архиерея, когда он медленно
совершает поклонение перед святым Евангелием и осеняет затем трикирием и
дикирием кланяющихся ему священнослужителей.
Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север. В
это время протодиакон в предшествии диаконов вносит святое Евангелие в
алтарь через царские врата и полагает его на престоле; все остальные
церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а
священники остаются внизу солеи.
Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон, где осеняет при пении певчими: "Спаси ны, Сыне Божий…"
трикирием и дикирием народ на две стороны и идет в алтарь. У царских
врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий и ставит его
за престолом. Архиерей же, поцеловав иконы на столпах царских врат,
престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить.
Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в царских вратах на своей стороне.
Архиерей при медленном пении священнослужителей: "Спаси ны, Сыне Божий…"
в предшествии протодиакона с трикирием, кадит престол, жертвенник,
горнее место, иереев на правой и левой сторонах,
священно-церковнослужителей и исходит на солею. Свещеносец и посошник
сходят с солеи и становятся ниже амвона против царских врат;
исполлатчики тихо и сладкозвучно поют: "Ис полла эти, дэспота". Иереи
целуют престол. Архиерей кадит царские врата, иконостас, клиросы, народ,
местные иконы, входит в алтарь, кадит и престол, иереев и протодиакона.
Свещеносец и посошник возвращаются на свои места. На клиросе поют: "Ис полла…" протяжное (один раз) и затем тропари и кондаки по Уставу.
Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон — кадило
(трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за
престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея
трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон кадило
передает пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут
на свои места.
Иподиаконы, имеющие хиротесию, ставят трикирий и дикирий на престол,
не имеющие хиротесии — на подставки за престолом. Книгодержец подходит к
архиерею с Чиновником для чтения молитвы: "Боже Святый, Иже во святых почиваяй…"
После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго"; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит: "Господу помолимся". Певцы: "Господи, помилуй". Архиерей произносит свой первый возглас: "Яко свят еси Боже наш… ныне и присно". Протодиакон, став в царских вратах, обратившись лицом к народу, доканчивает возглас: "И во веки веков", наводя орарем от левой руки к правой, на уровне своего чела. Певчие поют: "Аминь" и затем: "Святый Боже…" Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подаёт его архиерею; в алтаре все поют: "Святый Боже…" Архиерей творит дикирием крест над Евангелием.
Второй иерей, взяв напрестольный Крест, за верхний и нижний концы и
обратив передней стороной, на которой находятся священные изображения, к
престолу, подаёт его архиерею, целуя руку архиерея.
Перед амвоном, против царских врат становятся свещеносец и посошник.
Архиерей, имея в левой руке Крест, в правой — дикирий, при пении певчими речитативом: "Святый Боже…" выходит на амвон и произносит: "Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, и его же насади десница Твоя".
По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет на запад, исполлатчики поют: "Святый Боже", на юг — "Святый Крепкий", на север — "Святый Безсмертный, помилуй нас".
Архиерей входит в алтарь. Певчие на клиросе поют: "Святый Боже…"
Свещеносец и посошник становятся на свои места. Архиерей, отдав Крест
(Крест принимает второй иерей и полагает его на престоле) и, поцеловав
престол, идёт на горнее место.
При отхождении архиерея к горнему месту все сослужащие обычным
порядком прикладываются к престолу и, отходя затем к горнему месту,
становятся за престолом по чину.
Архиерей, обходя престол с правой стороны и благословив дикирием
горнее место, отдает дикирий иподиакону, который поставляет его на
место. Протодиакон, стоя у горнего места слева от престола, читает
тропарь: "Троицы явление во Иордане бысть, Само бо Пребожественное
естество Отец возгласи: Сей крещаемый Сын Возлюбленный Мой; Дух же
прииде к Подобному, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки" и подает трикирий архиерею, который осеняет трикирием с горнего места прямо, налево и направо при пении всех сослужащих: "Святый Боже…" После сего певчие заканчивают Трисвятое, начиная со: "Слава, и ныне".
|