Чтение Апостола и Евангелия. Протодиакон, приняв от архиерея
трикирий, передаёт его иподиакону, и тот ставит его на место. Первый
диакон подходит к архиерею с Апостолом, положив наверх его орарь,
получает благословение, целует руку архиерея и идёт по левой стороне от
престола через царские врата на амвон для чтения Апостола. В это время
протодиакон подносит архиерею открытую кадильницу с горящими углями, а
один из иподиаконов (с правой стороны архиерея) — сосуд с ладаном.
Протодиакон: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило", архиерей, влагая ложечкой, ладан в кадило, произносит молитву: "Кадило Тебе приносим…"
Протодиакон: "Вонмем"! Архиерей: "Мир всем". Протодиакон: "Премудрость". Чтец Апостола произносит прокимен и прочее, по обычаю. По возгласе архиерея: "Мир всем"
иподиаконы снимают омофор с архиерея и полагают его на руку второму
диакону (или иподиакону), который, поцеловав благословляющую руку
архиерея, отходит и становится с правой стороны престола. Первый диакон
читает Апостол. Протодиакон кадит, по обычаю. (Некоторые соблюдают
обычай кадить на аллилуиарии.)
При начале чтения Апостола, архиерей садится на седалище горнего
места и по знаку его, священники садятся на приготовленные для них
седалища. Когда протодиакон кадит архиерея первый раз, архиерей и
священники встают и отвечают на каждение: архиерей — благословением,
священники — поклоном. Во время второго каждения ни архиерей, ни
священники не встают.
По окончании чтения Апостола все встают. Пономари, взяв рипиды,
иподиаконы — дикирий и трикирий, исходят на амвон, где становятся по
правую и левую стороны приготовленного для чтения Евангелия аналоя.
Аллилуиарии поются по обычаю. Архиерей и все священники читают тайно
молитву: "Возсияй в сердцах наших…" Первенствующий иерей и
протодиакон кланяются архиерею и, получив благословение, отходят к
престолу. Первенствующий берет Евангелие и отдаёт протодиакону.
Протодиакон, поцеловав престол и приняв Евангелие, подносит его
архиерею, который целует Евангелие, а он — руку архиерея, и идёт через
царские врата к аналою, предшествуемый диаконом с омофором. Когда диакон
с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в
алтарь (если диакон — через царские врата) и становится по левую сторону
престола, а диакон с омофором — на прежнее место. По обе стороны
протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики,
подняв рипиды над Евангелием. Протодиакон, поставив святое Евангелие на
аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и
возглашает: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, Благовестителя…"
Архиерей: "Бог, молитвами…" Протодиакон говорит: "Аминь"; и, положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон: "Премудрость, прости…" Архиерей: "Мир всем". Певчие: "И духови твоему". Протодиакон: "От (имя рек) святаго Евангелия чтение". Певчие: "Слава Тебе, Господи, слава тебе". Первый диакон: "Вонмем". Протодиакон внятно читает Евангелие.
Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под
благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор
на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей —
в митре.
По прочтении Евангелия хор поёт: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".
Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего
места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое
протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на
клиросе: "Ис пола…" Протодиакон отдаёт Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола.
Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею,
ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места. Ектении. Сугубую ектению произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение: "Помилуй нас, Боже…"
все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся
за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения: "…и о Господине нашем Преосвященнейшем…" стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: "Господи, помилуй",
молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места. В это же
время два старших иерея помогают архиерею раскрыть антиминс с трёх
сторон. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас: "Яко милостив…" (Обычно архиерей сам распределяет возгласы служащим иереям).
Диакон, поклонившись архиерею, исходит через северные двери на солею и произносит ектению об оглашенных. При прошении: "Открывает им Евангелие правды"
третий и четвертый священники открывают верхнюю часть антиминса,
молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Во время возгласа
первого иерея: "Да и тии с нами славят…" архиерей творит крест губкою над антиминсом, целует её и полагает вверху на правой стороне антиминса.
Протодиакон и первый диакон становятся в царских вратах; протодиакон говорит: "Елицы оглашении, изыдите"; второй диакон: "Оглашении, изыдите", первый диакон: "Елицы оглашении, изыдите". Второй диакон продолжает ектению один: "Да никто от оглашенных, елицы вернии…" и прочее.
Архиерей и священники читают тайно положенные молитвы.
Первый диакон берёт кадило и, испросив благословение у архиерея,
кадит престол, жертвенник, горнее место, алтарь, архиерея трижды по
трижды, всех сослужащих, престол — спереди, архиерея — трижды, oтдаёт
пономарю кадило, оба молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят. В
это время второй диакон говорит ектению: "Паки и паки…" Возглас: "Яко да под державою Твоею…" - произносит архиерей.
|