Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков
христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Таин,
некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни
строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную
литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы
дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было
постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни
причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы
Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление
чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием
Двоесловом, папой Римским, в шестом веке.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам
в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Вел. Поста, когда
совершается память преп. Марии Египетской; иногда 9-го марта - в праздник
сорока севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится
в субботу или воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Вел. Понед.,
Вел. Вт. и Вел. Среду).
Литургия Преждеосвященных Даров совершается после
великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных, но только без
важнейшей ее части - освящения Даров.
Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый
час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы.
По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед
царскими вратами читает тропарь каждого часа, с соответствующими стихами, делая
земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь.
В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего
своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его от нас.
В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно
принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи.
В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить
греховные порывы нашей плоти.
В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва
св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего...
На шестом часе бывает чтение паремии из пророка Исаии.
По девятом часе - "изобразительные": поются девять
Евангельских заповедей блаженств, с прибавлением молитвы покаявшегося
разбойника на кресте: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем,
затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина, и отпуст.
После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным
возгласом: "Благословенно царство Отца, и Сына, Святаго Духа, ныне и
присно и во веки веков".
Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном
порядке. После вечернего входа и пения: "Свете тихий...", чтец
посреди храма читает две паремии: одну - из книги Бытия, повествующую о падении
Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих
любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата
открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: "Премудрость
прости!" благословляет ими верующих и возглашает: "свет Христов
просвещает всех".
В это время верующие, сознавая свое недостоинство и
благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим
человека, преклоняются до земли.
После второй паремии, царские врата снова открываются и
посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние
руку моею, жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления
моего ...
При пении этих стихов молящееся преклоняют колена, а
священник, стоя пред престолом, совершает каждение.
Затем, сразу же, после этого, вечерня заканчивается молитвою
св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего..." и начинается
главная часть Преждеосвященной Литургии.
В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной
недели, после этой молитвы, читается Евангелие, а в другие дни сразу
произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и о верных (две малые ектении),
как и на обычной Литургии.
По окончании этих ектений, т. е. во время великого
входа, вместо "Иже херувимы..." хор поет: "Ныне силы небесныя с
нами невидимо служат...
Во время пения этой песни царские врата открываются.
Совершается каждение алтаря.
По окончании первой половины этой песни, после слова:
"дориносится", совершается перенесение Преждеосвященных Даров с
жертвенника на престол (великий вход): священник, в предшествии свечи и диакона
с кадилом, выходит через северные двери на солею с дискосом на главе и чашей в
руке и ничего не произнося, молча вносит их в алтарь и ставит на антиминсе,
заранее раскрытом на престоле. После этого царские врата закрываются, а хор
оканчивает прерванное пение. Так как Св. Дары уже освящены (т. е., это
есть Тело и Кровь Христовы), то молящиеся во время перенесения их, падают ниц.
Ввиду того, что на этой Литургии не бывает освящения Даров,
пропускается все, что имеет отношение к этому священнодействию. Поэтому, после
великого входа и произнесения священником молитвы: "Господи и Владыко
живота моего...", совершаются только три последние части литургии верных:
а) приготовлено верующих к причащению, б) причащение священнослужителей и мирян
и в) благодарение за причащение с отпустом. Все это совершается так же, как и
на полной Литургии, с некоторыми изменениями, применительно к значению Литургии
Преждеосвященных Даров.
Заамвонная молитва читается другая. В этой молитве священник
от лица верующих благодарит Бога, удостоившего их достигнуть дней поста для
очищения души и тела, и просит, чтобы Он помог совершить добрый подвиг поста,
сохранить неизменной православную веру, явиться победителем греха и неосужденно
достигнуть поклониться святому Христову Воскресению.
Закон Божий
|